Мнение о развитии и будущем индустрии в Санкт-Петербурге мы повстречали на сайте iLocked. ExitGames.by перепечатывает статью без купюр (поправили только стилистику, пунктуацию и типографику, чтобы и граммар-наци носу не подточил). Минские реалии, конечно, отличаются от петербуржских (прежде всего отставанием и масштабностью), но общие тренды совпадают, и этот взгляд из России можно спроецировать на будущее квестов и в Беларуси. 

Рынок квестов Северной столицы в 2015 году показал небывалый рост в 10 раз. Только за первую половину года появилось около 20 компаний. Каждый месяц открывалось примерно по 5-6 организаций с одним или двумя квестами средней площадью до 50 кв.м. Жанр «хоррор» закономерно сместил «квартиры», «лаборатории», «банки» и «тюрьмы». Это достаточно логично, так как страх — эмоция, которая легко остается в памяти. Немаловажным фактором является низкий уровень освещённости подобных комнат, что позволяет существенно экономить бюджет при строительстве, а значит — сокращать сроки окупаемости. Самые яркие примеры — «Пила» от iLocked, «Жить» от «Клаустрофобии».

Однако индустрия не стоит на месте. Человек, посетив несколько комнат, становится более требовательным, точно отличая кустарный продукт от высокобюджетного со стоимостью строительства более 2 млн рублей (около $26 тыс. по актуальному курсу — здесь и далее прим. ExitGames.by). На данный момент в Санкт-Петербурге существует 58 квест-компаний и порядка 190 квестов за практически одинаковую стоимость участия. Вы можете «угадать» квест с бюджетом 8 млн рублей ($100 тыс.) и «проиграть» в комнатку за 200 тыс. рублей ($2,5 тыс.). Рынок в большинстве своем поделен между крупными сетевыми компаниями из Санкт-Петербурга. Есть порядка 4 компаний-пионеров рынка, они имеют в своем активе суммарно около 60 комнат и 70% доли рынка, то есть на остальные 130 комнат приходится около четверти рынка. Еще порядка трех компаний стали сетями путем поглощений и обьединений, консолидировав усилия в рекламных кампаниях с целью выжить, заняв низший ценовой сегмент, став завсегдатаями «сайтов-купонаторов».

Оставшиеся, как правило, не имеют в своем активе большого количества комнат и находятся в непонятном статусе. А еще 11 прекратили свое существование в 2015, наглядно доказав наличие высокой конкуренции на рынке развлечений. Однако зачастую компании-одиночки путем нечеловеческих усилий и handmade квестов предлагают конкурентный продукт, в котором создатель одновременно вынужден встречать, провожать, работать аниматором в квесте, что, как правило, возводит квест сразу в разряд перфоманса.

Определяющая тенденция 2016 года — это видоизменение бизнеса с формированием отдельных ниш. Квесты из классических игр по принципу «выберись из комнаты» будут превращаться в перфомансы, экшн-игры и нишевые экспериментальные продукты. Порог входа в рынок составит от 4 млн. рублей (примерно $50 тыс.), причем значительную часть от этой суммы необходимо будет инвестировать в рекламу и персонал на этапе строительства, что позволит создавать высокотехнологичные декорации и оплачивать работу профессионалов, создающих конкурентный продукт. Среднее время на строительство квеста составит от 3 месяцев до 6.

Следует заметить, что история достаточно индивидуальна, и те, кто построил десять квестов, понимают, что время строительства — это очень ценный ресурс. Пока квест находится в процессе строительства, сценарий стареет, теряются «вау-фишки», арендные платежи поедают бюджет. Чем быстрее происходит строительство и оформление, тем дольше квест может быть актуальным. В среднем сценарий теряет актуальность за 12-18 месяцев, после чего квест нужно или дополнять, или перестраивать. Квесты «второй» волны с бюджетом на постройку более 2 млн. рублей ($26 тыс.), очевидно, могут просуществовать дольше при оригинальности сценария, правильности позиционирования и центральном месторасположении. Сейчас появление новых компаний на рынке и их успешная работа являются скорее временным явлением в том объёме, который был виден, однако новички будут появляться и дальше, тем самым создавая прецеденты оригинальных решений или подтверждая тезис о безграничной человеческой глупости. Обычно предприниматели рассчитывают на быструю окупаемость в связи с популярностью отрасли, однако прогорают за несколько месяцев.

Таким образом, окупаемость от 6 до 10 месяцев возможна только в двух случаях:

1) выбор правильной компании по франчайзингу;

2) рискованное оригинальное решение с созданием микрониши.

Отсюда возникает вопрос, а нужно ли открывать квест, если индустрия идет семимильными шагами, и пока кто-то открывает новые направления, такие как театр, кто-то еще закупает замки с ключами? В 2016 году до 20% компаний будут перепроданы или закроются. На данный момент на популярных сайтах и досках объявлений уже можно найти сообщения о продающихся квестах. Особое внимание на столь динамичном рынке имеют значение передача опыта и успешные бизнес-модели. Здесь на помощь приходит зарубежное слово «франчайзинг», до сих пор малоизвестное и непонятное. Успешные проекты реализовали те, кто в 2014 выбрал правильную лошадку. Сейчас они пожинают плоды, уже не раз окупив вложенные затраты.

Есть и печальные примеры. Так, против одной из московских компаний, которая тем не менее продолжает свою деятельность, было возбуждено уголовное дело по статье мошенничество. Все закономерно, потому что до сих пор большую часть рынка франчайзинга занимают компании не удовлетворяющие минимальным требованиям:

1) наличие зарегистрированного товарного знака;

2) заключение договора коммерческой концессии с регистрацией;

3) достаточное количество в «материнском» регионе собственных квестов;

4) ведение операционной деятельности и наличие структуры, оформленной по ТК РФ;

5) лидерские позиции хотя бы в нескольких регионах.

Выбор правильного партнера быстро даст свои плоды. Косвенно это можно проследить по стоимости приобретения франшизы, которая едва ли будет снижаться в 2016 году.

Вместе с квестами изменяется и рекламный рынок. Так, всколыхнув социальные сети в 2015 году, фраза «выберись из комнаты» стала существенно дороже для поста в коммерческом паблике, а некоторые вообще наложили запрет на публикации подобного типа. К сожалению, многие маленькие компании предпочитают «дикий» характер рекламы своих услуг, и вместо создания положительного имиджа они выбирают путь воровства клиентов у конкурентов посредством «ЯндексДирект» и Google AdWords.

Сайты-агрегаторы, как грибы после дождя выросшие на волне популярности квестов, рано решили «испортить всю вечеринку», так и не создав себе репутации авторитетных порталов. Вместо объективных рейтингов они, за исключением «Гильдии квестов» и «Квестиков», продали душу дьяволу, и в топовых местах размещаются квесты с нулевой посещаемость и качеством, а комиссия сайту при этом составляет около 30%. Глаза закрываются на элементарные вещи: бизнес на момент размещения продается, у компании зачастую отсутствует не то что ООО, там нет даже ИП, да и фото квеста для размещения может не быть. Если дальше подобное развитие будет происходить по столь стихийному сценарию, то логичным будет появления агрегатора агрегаторов, который сформирует стандарты качества, объявив правила игры.

Резюмируя, остается отметить, что индустрия продолжит свое развитие, становясь более цивилизованной и крупной.

Многие задают вопрос: а что будет дальше? Пока квесты будут удивлять, радовать, пугать, оставлять приятное впечатление, пока люди будут писать лестные отзывы, рекомендуя квест как альтернативу другим более «возрастным» развлечениям, индустрия будет развиваться! Сами же квесты будут дифференцироваться под все более привередливую аудиторию, предлагая все более масштабные декорации, большие площади, титулованных актеров, многоуровневую архитектуру для самых спортивных и, конечно, приятное чувство победы для всех отчаянных и тех, кто решил попробовать и «подсел».

Источник: iLocked.ru