Фестиваль квестов KvestFest вызвал бурю негатива у участников и синяки у актеров. Специально для CityDog.by мы проанализировали неудачу. Но нашу и без того нежную критику редактор смягчил еще сильнее. Поэтому мы решили перепечатать материал себе, выделив слова, отсутствующие или измененные на CityDog.by, красным.

KvestFest, первый в Беларуси масштабный фестиваль квестов, проходил в минувшую субботу в фойе Малого зала Дворца Республики. Как ни старались организаторы, а первый блин получился традиционным: вместо ожидаемых 1,5 тысяч участников пришло около 400 человек (но и этого было достаточо), общий квест-погружение был провален, а вторая часть фестиваля вовсе отменена. Почему так произошло, мы и попытаемся понять.

 

СМЕНА СЦЕНАРИЯ

Накануне фестиваля в Париже произошла серия терактов. Из этических соображений организаторы KvestFest решили отказаться от сценариев «Ограбление торгового центра» и «Необычное похищение» для общего квеста. И заменили их на один сюжет — «Психбольница». Сценарий, который репетировали полгода, пришлось переписывать за несколько часов. По словам главного координатора фестиваля Матвея Грамовича, старый сценарий попытались адаптировать к новому, но он получился все равно сырым.

Почему мероприятие просто не перенесли? Во-первых, объясняет Матвей, из-за больших финансовых и психологических потерь; во-вторых, помещения Дворца Республики забронированы на полгода вперед.

quest (59)

Но списывать неудачи только на форс-мажор нельзя. Это не единственная причина. Даже если бы все пошло по первоначальному плану, сомнения в успешности ключевой части — квеста-погружения — остаются велики.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

Проблемы начались уже на этапе анонсирования. Организаторы обещали, что KvestFest будет разделен на две части: «Ограбление торгового центра» с 15:00 до 19:00 и «Необычное похищение» с 20:00 до 24:00. Но при этом забыли объяснить, что обе части, по сути, будут одинаковыми и нет смысла покупать два билета сразу на обе. Никто нигде не объяснил и то, что каждая часть делится еще на две — презентацию отдельных проектов и общий квест-погружение.

Стоило предупредить, что презентации начинаются в 15:00 и слабо привязаны к конкретному времени, а общая квест — только в 17:00. В итоге в 15:15 у входа в Малый зал Дворца Республики толпилась очередь из сотни человек, а уже внутри многие зрители, которым были не столь интересны презентации, скучали в течение двух часов.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Не было внятной навигации: ни на сайте, ни на самом мероприятии. Многим зрителям пришлось обходить здание по периметру, чтобы определить вход по толпе ожидающих.

Здесь нужно снова отметить, что на проведении фестиваля сказались и форс-мажорные обстоятельства. По большому счету, на многое можно было бы закрыть глаза. Если бы удалось проникнуться квестом-погружением.

 

КВЕСТ-ПОГРУЖЕНИЕ

Именно квест-погружение должен был стать центральным событием, объединяющим в одной игре всех участников фестиваля. И именно он был провален.

По сценарию всем игрокам назначили роли, которые они должны были отыграть, у всех была общая миссия. Как рассказал позже Матвей Грамович, среди 400 участников было около 150 актеров, 30 из которых были явными — они отыгрывали сумасшедших и санитаров. Остальные актеры затерялись в массовке, чтобы накалять градус.quest (30)

Но не получилось ни квеста, ни погружения. Из четырех сотен в игру были вовлечены около трех-четырех десятков участников, не считая явных актеров. «А скрытые актеры не смогли толком поучаствовать опять же из-за смены сценария, — говорит Грамович. — Это тоже возможная причина утраты контроля над игрой».quest (40) quest (35)

Большинство участников не понимали, что происходит. Они просто сидели или бесцельно ходили туда-сюда и смотрели на происходящее. Мы не поняли сюжетный план даже после игры. И чтобы узнать его, связались с одной из актрис.

 

В ЧЕМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЛСЯ НОВЫЙ СЦЕНАРИЙ ИГРЫ?

По сценарию, новое руководство захватывает лечебницу и устанавливает в ней свои порядки. У игроков, получивших роль пациентов, есть цель — они должны узнать код сейфа, в котором лежат важные документы. Но о цели нужно догадаться — по подсказкам и действиям врачей.

В бумагах в сейфе указано реальное положение дел: безобразные агрессивные врачи — это и есть истинные пациенты, чьи личные дела лежат в сейфе. Пациенты-заложники, — это настоящие работники больницы, которых накачали лекарствами, чтобы лишить рассудка. После вскрытия сейфа пациенты осознают реальность и приходят в себя. Затем и вовсе захватывают самозванцев. Все заканчивается победой добра над злом.quest (42)

Актеры играли санитаров и пациентов действительно живо. В белых халатах они кричали на «пациентов», хватали их за руки и шеи, стаскивали с «кушеток» на пол. Между собой актеры играли натурально, а с игроками старались вести себя полегче.

Но иногда актеры явно перегибали палку, делая игрокам больно. В итоге действо закончилось тем, что когда по сюжету нужно было противостоять санитарам, пациенты не остались в долгу и отплатили той же монетой. По словам Грамовича, пять актеров — парней и девушек — заработали синяки!..

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Агрессию и грубость со стороны участников Матвей Грамович называет одной из причин неудачи квеста-погружения. По его словам, пришедшие на KvestFest гости применили физическую силу и выключили несколько главных актеров из игры, поэтому потерялся контроль над ней. Актерам пришлось импровизировать. Из роли они выходить не стали, стараясь сохранять атмосферу.

— Из-за того, что народ был утомлен и озлоблен ожиданием и непониманием происходящего, понеслось откровенное сумасшествие: люди начали швырять актеров в конференц-зал, хотя в это время эти актеры должны были находиться в другом месте, — рассказал нам один из актеров. — Практически с середины все пошло не по плану — нам приходилось и держать роль, и пытаться как-то развернуть действие, чтобы эту феерию завершить. Сказалась психология толпы: зритель воспринял актеров как непосредственное поле действия, видимо, забыв, что мы такие же живые люди, а такого отношения не заслуживает ни один человек. Актеры действительно сильно пострадали. Нескольких душили, парней избивали и еще одну актрису несколько раз швырнули об пол. Ни один актер до самого финала ни на минуту не вышел из роли, несмотря на хаос. Потому что любое дело, за которое мы беремся, мы доводим до конца.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Кроме того, участники пишут в соцсетях, что отдельные посетители фестиваля были пьяны, что умножало градус агрессии и сдвигало границы допустимого вплоть до того, что у актеров украли атрибутику. «Оказалось, что формат фестиваля, к сожалению, не подходит для белорусской публики», — говорит Грамович.

По нашему мнению, однако, выбывание актеров могло быть косвенным фактором, но не решающим. А агрессию можно было предупредить подготовкой.

 

ЧТО МОЖНО БЫЛО УЛУЧШИТЬ В КВЕСТЕ-ПОГРУЖЕНИИ

Дать стартовые инструкции. Участники просто не понимали, что творится: ни общей миссии, ни своих задач — только история о том, что они находятся в психбольнице. Каждому дали роли пациентов — но никто не знал, что с ними делать.

— Надо четче давать подсказки игрокам или перед игрой, или в процессе, потому что было непонятно, что делать, — говорит гейм-дизайнер Диана, принявшая участие в квесте в качестве игрока. — Не хватало плана, разбития игры на конкретные части — а некоторые части были слишком затянутыми.quest (22) quest (12)

Погрузить в игру: участникам можно было бы помочь познакомиться с ролью.

— Был микрофон. Для начала можно было попросить участников присесть и закрыть глаза, представить, как на них влияет указанное в бумажке с ролью заболевание, — говорит после игры Евгения, гейм-писатель и организатор ролевых игр живого действия. — Затем попробовать общение в парах — на все ушло бы минут 15. Но человек проиграл бы свое заболевание и легко повторил бы его в игре.

Размежевать мир игры и мир реальности. Например, в квеструмах игра начинается с момента, когда за тобой захлопнулась дверь или с глаз снята маска. Здесь же актеры появились и сразу начали играть, застав неготовых игроков врасплох. Не помешала бы символическая граница, после которой участник включался бы в мир игры.

Предусмотреть процедуру выхода из игры и роли и предупредить участников о границах допустимого. Все это можно было сделать на этапе подготовки. Правда, даже ее отсутствие не отменяет ответственность каждого игрока за свои действия.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

ЧТО ВСЕ-ТАКИ БЫЛО ХОРОШО

Многие вещи на KvestFest удались. Неплохо прошел городской квест от партнеров фестиваля shukaj.by, который был бесплатным и начался в 12 дня. Интересной была и презентация проектов — первая двухчасовая часть мероприятия.

Симпатичную инсталляцию сделали Pod Zamkom, рекламируя свой новый квеструм «Во сне с Фредди Крюгером». В клетке, вместо прутьев которой были цепи, томилась невинная душа, а перед клеткой стоял сам Фредди и раздавал участникам загадки. За разгадку каждой с клетки снималась одна цепь, чтобы в конце концов девушка освободилась. Все это минут сорок длилось под зловеще-ироничный трек Receptor feat. K.I.R.A. «Lullaby».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

А неподалеку стоял стол, за которым шла карточная игра в «21» и разыгрывались скидки на квеструмы.quest (14) quest (13)

Еще одна квест-компания «ВЗаперти» презентовала свой выездной квеструм «Отравление» — простой по загадкам и оформлению, со стенами из разборных стендов, рассчитанный на прохождение за полчаса.quest (61) quest (60)

Battle Game устроили милые битвы на резиновых мечах — прообразах римского гладиуса — и стрельбу из лука.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Очередь долго держалась возле презентации очко c технологией видео на 360° от VR-STUDIO.quest (15) quest (20)

Три стола облепили любители настольных игр.

quest (18) quest (24)

Даже в квесте-погружении были удачи: какое-то количество участников все-таки включилось в игру и поняло задания. Выложились и красиво сыграли актеры, а критические ситуации им удавалось разрешать, не выходя из роли. Еще во время презентации актеры, которые играли пациентов, постепенно выходили в образе в зал, чтобы готовить атмосферу.

«Категорического провала не было, — говорит Грамович. — Поступает много и положительных комментариев». И с ним можно согласиться: в целом-то мероприятие состоялось, подвел на KvestFest только общий квест. Который, правда, был ключевым.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВquest (54)

Анастасия и Артем — опытные квестеры с как минимум тремя десятками квеструмов за плечами.

Анастасия: «Я не поняла, что здесь случилось. На квест это не похоже, скорее на массовую истерию. Передать атмосферу “психушки” удалось. Но, может быть, это можно назвать живым квестом».

Артем: «Это достаточно интересный, пусть и не очень удачный, эксперимент. Большой шаг в индустрии для Беларуси и Минска. Надо делать что-то такого формата, и для многих это станет опытом».quest (56)

Лена учится на инженера и танцует — она не участвовала в квестах, зато играла ту самую невинную душу в инсталляции с Фредди Крюгером: «В целом идея классная, но организация квеста подкачала. Я всю игру не понимала, что происходит. Стоило сделать больше знающих людей, чтобы они направляли толпу. Какая-то часть игроков ходила по комнатам и разгадывала шифры, а другая сидела и думала, что сейчас нас куда-то заберут».quest (58)

Светлана (справа), опытный квестер и директор магазина: «Мне очень понравилась игра актеров. Но было непонятно, что делать нам. Например, когда ты приходишь в любую квест-комнату, у тебя есть предыстория и миссия. А здесь не было».

Сами актеры в целом остались довольны участием. Студенты Миша, Виктория и Маша играют в студенческом театре БГУ «На балконе» и психологическом театре пластической импровизации АКМЕ.quest (55)

Маша: «Мы сами не ожидали, что окажется так интересно».

Виктория: «Интересный опыт! Никогда такого не было в Беларуси, и никогда такого не было в нашей практике».

 

ЧТО ДАЛЬШЕ?

«Идею сохранить планируем, но фестиваль в данном формате вряд ли», — говорит Грамович. Несмотря на проблемы, идею квеста-погружения он продолжает считатать жизнеспособной и интересной.

Привлечь участников на второй фестиваль квестов из-за негативного опыта будет сложнее. Но с другой стороны, теперь видно, что можно делать иначе и как избежать ошибок. Отвратит ли неудачный фестиваль минчан от квестов как таковых? Едва ли. Самый популярный сегодня жанр — это квеструмы, комнатные квесты. Большинство купивших билет участников знакомы именно с ним, а живой квест, который не получился во время фестиваля, — это совсем другое дело. И популярности квеструмов или, например, городских квестов от этого не убавится.

Но провести параллель с нынешним состоянием квеструмов можно: KvestFest продемонстировал общую для многих квест-комнат проблему — недостаток подготовки. И если на фестивале это было скорее форс-мажором, ведь подготовка к нему велась со множеством репетиций почти полгода, то для многих квест-комнат она системна, потому что дополняется недостаточно серьезным отношением к делу. В квеструмах, куда команды приходят на один и тот же сценарий ежедневно, появляется изношенный до безобразия реквизит, шаблонные загадки, бездумный сервис, завышенные цены, даже грязь — во многих комнатах есть хотя бы один из этих минусов.

Каждый имеет право на ошибку. А вместе с ним — ответственность за нее. Координатор Матвей Грамович ответственность несет: отвечает на вопросы, занимается возмещением денег за билеты на отмененную вторую часть. Сделать первый фестиваль квестов в заполненном квестами городе — хорошая инициатива, за которую хочется поблагодарить. А также пожелать исправить ошибки и попробовать снова. Пусть даже первый KvestFest вышел комом.

ExitGames.by специально для CityDog.by. Фото: CityDog.by

P.S.

К нашему разочарованию, в сообществе KvestFest «ВКонтакте» удалены негативные комментарии, а возможность добавления новых отключена.

А вот еще как осветило фестиваль самое честное в мире белорусское телевидение. Ни слова критики!

АТН


MIHCK TV

P.P.S.

Поучаствуйте в голосовании в нашем паблике «ВКонтакте»: нам интересно ваше мнение о фестивале.